Вторник, 14.05.2024, 18:24Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Календарь новостей

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 15

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Информация о сайте
Хроники Нарнии — цикл из семи детских фэнтезийных книг, написанных Клайвом Стэйплзом Льюисом.

В них рассказывается о приключениях детей в мире под названием Нарния.
Нарния — это волшебная страна в другом мире, где некоторые животные умеют разговаривать, магия никого не удивляет, а добро борется со злом. Хроники Нарнии содержат много намеков на христианские идеи в доступном для юных читателей виде (Клайв Стэйплз Льюис был преподавателем богословия в Оксфордском колледже), хотя их легко читать только ради приключений, ярких образов и мифов. Поэтому они любимы и детьми и взрослыми, и христианами и не христианами. В дополнение к христианским темам, Льюис заимствовал персонажей из греческой и римской мифологии и традиционных британских и ирландских сказок.
К 2006 году было продано более 100 миллионов копий на 41 языке (Kelly 2006, Guthmann 2005), а сюжет неоднократно использован, полностью или частично, в теле- и радиовещании, театральных постановках и кино.

Иллюстрацией оригинального цикла книг занималась Полин Бэйнес.

Порядок чтения

Первый американский издатель, Макмиллан и Ко, опубликовал книги в порядке их издания. Но когда цикл был переиздан Харпер Коллинз, книги были опубликованы в соответствии с внутренним хронологическим порядком, предложенным пасынком Клайва Льюиса, Дугласом Грешамом.

Дуглас Грешам цитирует ответ Льюиса на письмо от американского мальчика, написанное в 1957, который поспорил с матерью по поводу порядка чтения книг:

Думаю, что больше согласен с вашим порядком чтения книг (то есть хронологическим), чем с тем, о котором говорит ваша мать. Цикл не был запланирован наперёд, как думает она. Когда я написал «Льва», я не знал, что буду писать дальше. Когда написал в продолжение «Каспиана», то всё ещё не думал, что продолжу писать. Когда же написал «Покорителя», то был практически уверен, что он и будет последней книгой цикла. Но потом я понял, что неправ. Так что на самом деле, не очень важно в каком порядке читать книги.

Но распространено мнение, что предпочтителен первоначальный порядок, который сначала вводит основные термины вселенной Нарнии и позже объясняет их в приквелах. Например, история создания в «Племяннике чародея» становится менее понятна при смене порядка. В другом аргументе за чтение в порядке публикации утверждается, что «Принц Каспиан» имеет подзаголовок «Возвращение в Нарнию», а некоторые фрагменты текста книги «Лев, Колдунья и Платяной шкаф» подтверждают, что эти две книги должны идти последовательно:
«Дети знали о том, кем был Аслан, не больше чем вы.»
«Вот и закончились приключения в платяном шкафу. Но если Профессор всё-таки прав, то приключения в Нарнии только начинаются.»

Другой аргумент, приводимый сторонниками первоначального порядка книг — если цикл сначала прочитан в хронологическом порядке, читатель не сможет прочувствовать суть книг без знания приквелов. С другой стороны, хронологическим порядком можно порадовать себя даже после прочтения в первоначальном порядке. Также, аргументом в пользу хронологического порядка можно считать официальное название цикла.

Географические влияния

По некоторым данным, Льюис основывал своё описание мира «Нарнии» на базе пейзажей гор Моне Графства Давн, расположенного в его родной Северной Ирландии.

Христианские параллели

Хотя автор и не собирался делать этого специально, в процессе написания своих фэнтезийных работ Льюис, ставший христианином, будучи уже взрослым, включил христианскую теологию в свои истории. Как он писал в «Других мирах»:

Некоторые люди, кажется, думают, что я начал с того, что спросил себя, как бы рассказать детям о Христианстве; затем, использовав сказку как инструмент и опираясь на информацию о детской психологии решил, для какой возрастной группы буду писать; затем составил список основных христианских истин и выработал аллегории, чтобы описать их. Всё это - чистая фантазия. Я не смог бы так писать. Все начиналось с образов: фавн, несущий зонтик, королева на санях, великолепный лев. Изначально не планировалось ничего, связанного с христианством, этот элемент проявился как бы сам по себе.

Льюис, как эксперт в области аллегорий, утверждал, что книги не были аллегориями, и предпочитал называть христианские аспекты в них «предположительными». Как в том, что мы называем альтернативной историей (фантастикой). Как он писал в письме госпоже Хук в декабре 1958:

Если бы Аслан представлял нематериальное божество так же, как Гигантское Отчаяние представляет отчаяние, то был бы аллегорическим персонажем. В действительности же он — изобретение, как бы дающее ответ на вопрос «Каким мог бы быть Христос, если бы существовал мир вроде Нарнии, и Он решил бы воплотиться, умереть и снова воскреснуть в этом мире, как Он поступил в нашем?». Это вовсе не аллегория.

С выпуском фильма «Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Платяной шкаф» интерес к христианских параллелям, найденным в книгах, возобновился. Некоторые нашли их неудачными, отмечая, что их легко упустить, если вы не знакомы с христианством. Другие видят в Хрониках Нарнии превосходный инструмент для обращения в христианство.

Критика

Клайв Стейпл Льюис и цикл Хроники Нарнии много раз критиковались за эти годы, по большей части другими авторами.

Дискриминация женского пола

Утверждения о дискриминации по полу основываются на описании Сьюзен Пэвенси в «Последней битве». Льюис характеризует Сьюзен, как больше не являющуюся «другом Нарнии». Она «более не заинтересована ни в чём, кроме помады, чулков и приглашений».

Джоан Роулинг, автор цикла о Гарри Поттере, сказала:

Наступает момент, когда Сьюзен, которая стала взрослой девочкой, уже потеряна для Нарнии, потому что она заинтересовалась помадой. Она стала неверующей, потому что открыла для себя вопросы пола, и мне это совершенно не нравится.

Филип Пулман, автор трилогии Тёмные начала, интерпретирует всё по-своему:

Сьюзен, как Золушка, подвергается переходу от одной фазы жизни к другой. Льюис же не одобряет этого. То ли он не любил женщин вообще, то ли просто его отталкивала сексуальность, по крайней мере, в тот период, когда он писал книги о Нарнии. Он был испуган и потрясен идеей желания расти. […] Смерть лучше чем жизнь; мальчики лучше чем девочки; люди светлого цвета лучше чем люди темного цвета и так далее. Такой противной бессмыслицы в «Нарнии» хватает с лишком, если внимательно приглядеться.

Защитники Льюиса утверждают, что большинство критики работ Льюиса идёт от тех, кто не принимает христианство. Филип Пулман, например — атеист. Некоторые полагают, что религиозный аспект книг Льюиса мешает действительно объективному анализу Хроник Нарнии как обычного детского рассказа. Поклонники Льюиса поддерживают его, утверждая, что совершенно бессмысленно писать детские книги строго придерживаясь всех современных этических стандартов. Если литературные критики считают другие классические работы соответствующими современным социальным нормам, они не должны критиковать Льюиса… В отношении к роли женщин в его работах, апологеты Льюиса цитируют их положительные роли, например Люси Пэвенси и Аравис, главных героев книг Лев, Колдунья и Платяной шкаф и Конь и его мальчик, соответственно.

Расизм

Хеншер и Пулман также обвинили Хроники Нарнии в разжигании расизма. Основанием послужило отрицательное представлении других рас и религий, особенно колорменов, как врагов Аслана и Нарнии. Колормены описаны Льюисом как маслянистые и темнокожие люди, которые носят тюрбаны, заостренные ботинки и вооружены ятаганами. Это описание было процитировано как явное аллегорическое сравнение с традиционным одеянием ислама и сикхизма. Тюрбаны носятся мусульманскими священнослужителями и большинством взрослых сикхских мужчин. Ятаганы созданы на Ближнем Востоке и очень символичны для Ислама. Колормены поклоняются «ложному богу», изображаемому в виде стереотипного образа Сатаны, который требует злых дел и жертв от своих последователей Ваал. Колормены Льюиса контекстуально и исторически похожи на Османскую империю, поэтому были сделаны сравнения, в которых колормены изображались как сарацины, а нарнийцы - как средневековые крестоносцы.

Несмотря на то, что Льюис из Ирландии, очевидно, что он отчётливо британский автор, как и его современники Толкин, Чарльз Вильямс и др. Поэтому, его стиль изложения может иметь британский привкус Викторианской эпохи, что может показаться старомодным или консервативным. Но популярность этих авторов говорит о том, что люди вполне могут распознать любые отклонения в текстах этих авторов, вызванные тем, что они жили в другую эпоху и не возлагать на них ответственность за те вещи, которые для современного читателя могут быть похожи на нетерпимость.

Нарния в СМИ

Телевидение
В 1967«Лев, Ведьма и Платяной шкаф» впервые была представлена на экранах телесериалом. В отличие от последующих экранизаций, в настоящее время его трудно достать для домашнего просмотра.
В 1979 «Лев, Колдунья и платяной шкаф» была выпущена в виде мультфильма. Эта работа была удостоена премии Эмми как Выдающийся Мультипликационный Проект.
«Хроники Нарнии» были экранизированы Би-би-си в телевизионном сериале в 1988—1990. Были отсняты только «Лев, Колдунья и Платяной шкаф», «Принц Каспиан», «Покоритель зари, или Плавание на край света» и «Серебряное кресло». Остальное снято не было.
Четыре части этого сериала были позже смонтированы в три полнометражных фильма (объединены «Принц Каспиан» и «Покоритель зари или Плавание на край света») и выпущены на DVD.

Радио
На радио Би-би-си и Focus on the Family (Сосредоточься на семье) была выпущена радиопостановка по мотивам «Хроник».

Кино
Постер фильма «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и платяной шкаф»

■ Фильм первый: Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Платяной шкаф Кино-версия книги «Лев, Колдунья и Платяной шкаф», названая «Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Платяной шкаф», выполненная на Киностудии Уолта Диснея при содействии Валден Медиа вышла на экраны в декабре 2005. Руководитель проекта — Эндрю Адамсон. Сценарий — Энн Пикок. Съёмка фильма проходила в основном в Чешской республике и Новой Зеландии.

Режиссёр фильма Эндрю Адамсон намекнул, что планирует сделать продолжение. Новозеландец сказал: Я не люблю слово «привилегии», но если этот фильм окажется успешным, я сделаю другой.

Его мысли были отражены продюсером Марком Джонсоном: Я думаю, было бы дерзко утверждать, что мы собираемся делать другой фильм — но я, конечно, хотел бы, чтобы следующее, что мы будем снимать, был «Принц Каспиан», потому как эта вещь единственная, где присутствуют все четверо детей. И если мы не снимем сразу же, то не снимем никогда, так как дети станут слишком взрослыми для истории. Эта «хроника» происходит спустя один год после предыдущей, поэтому детям можно быть немного старше. Я бы был просто счастлив иметь возможность сделать все семь.

■ Фильм второй: Хроники Нарнии:Принц Каспиан

Влияние на другие работы

Сборник комиксов «The Sandman (DC Comics Modern Age)», придуманный английским писателем Нилом Гейманом, в одной из своих глав — «Игра в Тебя», рассказывает о похожем на Нарнию «острове мечты», к которому можно получить доступ с помощью Барби. Нил Гейман также написал рассказ-продолжение «Хроник»: «Проблема Сьюзен».



Copyright MyCorp © 2024 |